пятница, 29 января 2016 г.

Оберегающая дом

Остробрамская икона Божией Матери: значение Ав. Оксана Фирсова Дата: December 22, 2014 Оценить: 1 2 3 4 5 Просмотров: 7009 Большую популярность на всей территории постсоветского пространства завоевала Остробрамская икона, с молитвами к которой обращаются не только православные верующие, но и католики. Нашу статью мы посвятим именно этому чудотворному образу, от которого веет бесконечным светом и душевной добротой. остробрамская икона История появления иконы Согласно православному преданию, Остробрамская икона Божией Матери, значение которой одинаково велико для всех верующих, раньше называлась несколько иначе – Корсунский Благовещенский лик Пресвятой Богородицы. В XIV веке её привёз в Вильно из Херсонеса (Корсуни) великий литовский князь Ольгерд Гедиминович после нападения на крымских татар. Икона была подарена им первой жене Марии, которая позже передала бесценное полотно Троицкой Церкви. Возведение этой церкви проходило под её же началом, а основывалась она в честь великих мучеников Иоанна, Антония и Евстафия, замученных и повешенных жестоким мужем Марии Ольгердом. Это очень наглядная история, которая в очередной раз показала, как люди могут служить Богу, с какой преданностью и самоотверженностью. остробрамская икона где вешать Краткая история трёх мучеников Ольгерд разрешал в своих владениях вероисповедовать христианство, пока жена его была при жизни. Как только Мария скончалась, князь неожиданно стал поддерживать жрецов-огнепоклонников, а потому тех, кто говорил о Боге, князь предавал жестокому наказанию. Одними из таких были Антоний и Иоанн. Но несмотря на то что полжизни их прошли в заключении, они продолжали проповедовать имя Горсподне, за что оба были повешены на дубе, который в последствие стал для христиан поистине священным местом. Ещё один преданный Богу человек, как говорит предание, Евстафий являлся любимым дружинником самого Ольгреда. Но несмотря на то, какие привелегии ожидали его в будущем, отдай он всю преданность и любовь князю, Евстафий полностью и целиком посвятил свою душу Богу. По преданию, этого поистине святого человека перед смертью жестоко пытали, заставляя на холоде абсолютно нагим пить ледяную воду. Несмотря на весь этот ужас, он оставался равнодушным ко всему происходящему, заряжаясь своей верой и божественной энергией. Позже, по приказу литовского князя, «божественный дружинник» был повешен на том же священном дубе. После Брестской унии, в конце XVI века, Троицкая Церковь была передана униатам, поэтому Остробрамская икона была помещена в одну из приходских православных церквей. А в 1906 году образ был захвачен униатами и водворён в часовне над Острыми воротами. В 1625 году образ стал принадлежать латинским монахам-кармелитам, которые поместили святыню в костёл, построенный в честь Св. Терезы. В начале XIX века Остробрамская икона оказалась во владении римско-католического духовенства. А в 1927 году 2 июля была произведена (под руководством папы Пия XI) торжественная коронация в присутствии всего польского епископата. Где хранится Остробрамская икона Божией Матери? Значение её для литовских верующих огромно. Ведь она по сей день хранится над Остробрамскими воротами в Вильнюсе. Это одна из самых почитаемых там достопримечательностей. Ежедневно у её одра молятся тысячи человек, которые стекаются со всего мира, чтобы приклониться пред этой бесценной святыней. остробрамская икона божьей матери Богослужение перед ликом Богородицы происходит по римско-католическому обряду. Католики и православные снимают головные уборы перед великими Остробрамскими воротами, где расположен святой образ. Перед ликом Богородицы горит огромное количество свечей и толпы людей хотят посмотреть на это чудо и прикоснуться к ней, чтобы почувствовать всю энергетическую мощь, исходящую от этой поистине чудотворной святыни. День, посвящённый иконе Остробрамской Праздник Остробрамского образа отмечается православными верующими 26 декабря (8 января). А 14 апреля (27 апреля) посвящён памяти трём литовским великомученикам. Этот день почитается католическими верующими. Интересные факты происхождения лика В 20-е годы XX веке появилось мнение, что Остробрамская икона имеет некоторое сходство с королевой Барбарой Радзвилл, романтическая история которой покорила сердца многих. Уже давно известно, что к иконографии этой чудотворной иконы восходит образ Божьей Матери "Умиление", к которой в своё время взывал сам Серафим Саровский. Существует и вторая версия возникновения святыни. По православному преданию, икона Остробрамская Богородица была прислана Князю Ольгреду императором Иоанном Палеологом, который пожаловал такой бесценный подарок, чтобы поздравить князя с началом его правления.остробрамская икона от чего защищает Ещё одна легенда гласит, что икона каким-то чудотворным образом появилась на Острых (или «Русских») воротах 14 апреля 1431 года. Перед коронацией иконы, в 1927 году, во время её реставрации, специалисты обнаружили древнее письмо, написанное темперой, а также пятна от известковой грунтовки. Учёные сделали вывод, что святыня писалась в XV или XVI веке (примерно в 1620-1630 годах) и повторяла образ, созданный художником из Нидерландов - Мартина де Воса. В 1829 году при снятии серебряной ризы в процессе реставрации была обнаружена некая надпись. Позже было выяснено, что это Хвалебная Песнь Богоматери «Честнейшую Херувим». Считается, что Богородица в этот момент наблюдала явление архангела Гавриила, часть изображения которого утеряна. По мнению православных, жест скрещённых рук может означать момент принятия Непорочной Девы Благой Вести, или непосредственном участии её втайне совершённого на Кресте Искупления. Также такой жест встречается на иконографическом изводе под названием «Божья Матерь Ахтырская», где Богоматерь стоит у подножья Креста со скрещенными руками.остробрамская икона значение Икона Остробрамская: как выглядит Остробрамская икона, значение которой огромно как для католических верующих, так и для православных, была написана на 8 двухсантиметровых досках, состоящих из дуба. Размер самого лика составляет 165 на 200 см. Икона Осторобрамская Богородица относится к редчайшим экземплярам изображения Девы Марии без Младенца на руках. Она изображена по пояс со склонённой головой, а руки её скрещены на груди. На голове Богоматери красуется двухъярусная корона, над которой острыми лучами сияния исходит нимб. Одеяние Марии представляет риса серебряного цвета, выступающая в манере виленских мастеров XVII века. Она практически полностью прикрывает фигуру Богоматери, оставляя виднеться только руки и сам Лик Пресвятой Девы. Внизу иконы изображён полумесяц серебряного цвета.- Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/162053/ostrobramskaya-ikona-bojiey-materi-znachenie

Сегодня снова хочу вернуться в прошлое и показать работу 2009 года.
Могу смело назвать себя человеком вне религиозной конфессии, несмотря на то, что в младенчестве меня крестили в православии, да и моя дочь так же крещена в православной церкви (на тот момент мой выбор определило то, что для её крёстной матери выбор конфессии был принципиален, хотя отец дочки лютеранин).
Для меня же существует большая пропасть между духовностью и религиозностью. Поэтому, всё касаемое религии в моём доме появляется, только при наполненности личным смыслом. Но это дело сугубо личное, а сегодня  я хочу рассказать о моей первой рукотворной иконе, выбор которой был не случаен.
Желание вышить для своего дома икону зрело долго, я долго любовалась на работы своей приятельницы, рассматривала в сети наборы фирмы «Радуга бисера», и только спустя несколько лет взялась за работу.
Икона для дома выбралась по велению души, позже, узнав о её значении и необычной судьбе, я поняла, что этот выбор не случаен.
Хочу сказать, что вначале работать над иконами было тяжело, несмотря на то, что вышивка бисером значительно легче, чем крестом, творить икону было тяжко, на первой даже болела, одну – на подарок, так и не смогла вышить – отложила до лучших времён. Говорят, что когда создаёшь обереги или иконы конкретному человеку, держа в голове его образ или проблему, которую нужно ему решить, ты тем самым берёшь на себя часть его груза. Так или иначе, но иконы я вышила только для своего дома, дочке, маме и папе. Сейчас продолжаю икону для крёстницы. Это, что касается близких людей, которых я знаю, в чьей жизни участвую, о заказах речи не идёт – тут ты вышиваешь отстранённо .

Оклад, как и для дочкиного ангела, делали в музейной багетке. Теперь Остробрамская икона радует глаз и душу в красном углу в гостиной.


май 2009 г




Это один из образов, с которого и сделан вышивальный. Мне в нём близко всё: и облик, и цветовое решение. А знаете ли вы, что в иконе нельзя применять серые краски, тут это правило соблюдено.

7 января 2009 г

А теперь для интересующихся о самой иконе всё, что смогла интересного узнать:
Остробрамская икона Божией Матери (Виленская икона) 
Название своё икона получила от расположения на башне стены православного Виленского Свято-Троицкого монастыря (современный Вильнюс). Ворота у этой стены называлась Острыми Воротами (по-польски «Остра Брама»). Икона почитается как католиками, так и православными в Белоруссии, Литве, на Украине и в Польше. Считается одной из главных христианских святынь Вильны и Литвы. 


Интересные факты происхождения лика

Согласно православному преданию, Остробрамская икона Пресвятой Богородицы именовалась в древности Корсунской Благовещенской. Она была привезена в Вильно из Корсуни (Херсонеса) в XIV в. великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем после одного из его крымских походов на татар. Князь подарил икону своей первой супруге Марии, а его вторая жена Иулиания, передала образ церкви Троицкой обители, основанной ею над священными останками трех первых виленских мучеников, замученных Ольгердом в начале его княжения.
В 1498 году, когда в Вильне в виду опасности от нашествия татар была совершена закладка новых городских каменных стен, а в остром, или «русском», конце города были сооружены ворота с башнею, чудотворный образ был выставлен в киоте с южной стороны башни, ликом ко входящим в город.
В конце XVI века, после известной Брестской унии, Троицкая церковь была отдана униатам, а Остробрамская икона пребывала в одной из приходских православных церквей. В 1609 г. образ был захвачен униатами из Никольской церкви и снова водворен в часовне над Острыми вратами.
Около 1624 г. Свято-Троицкий монастырь вместе со всеми постройками, предместьем, а также надвратной часовней, где хранился образ Остробрамской Пресвятой Богородицы, достался латинским монахам-кармелитам. Для совершения своих богослужений они построили на территории монастыря костел, посвященный св. Терезе. В 1671 г. кармелиты, всегда проявлявшие особое попечение о чудотворном образе, устроили вместо прежней ветхой новую часовню и установили в ней икону ликом к костелу и городу.
После страшного пожара в Вильне в 1714 г. Остробрамский образ был на время перенесен в костел св. Терезы, а в 1744 г. вновь помещен в возобновленной часовне над вратами. Известно, что в 18-19 веках в этой часовне регулярно совершались католические и православные богослужения.
В первой половине XIX в., после упразднения церковной унии, древняя Троицкая обитель была отдана Православной церкви, но чудотворная икона по-прежнему осталась в руках католических монахов. После закрытия в 1832 г. Кармелитского монастыря, Терезинский костел был переименован в Остробрамский и остался в ведении белого римско-католического духовенства.

Интересным фактом является торжественная коронация образа Пресвятой Девы Марии, которая была осуществлена 2 июля 1927 по декрету римского папы Пия XI митрополитом варшавским кардиналом Александром Каковским в присутствии всего польского епископата, Юзефа Пилсудского и президента Польши Игнация Мосцицкого перед кафедральным собором.
 

Примечания:

Существуют и два других православных предания о происхождении образа.
Согласно первому, Остробрамская икона была прислана Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом, после принятия великим князем христианства.
Вторая легенда гласит, что икона сама чудесным образом явилась на Острых вратах 14 апреля 1431 г.
 
Иконография
Чудотворная икона Божией Матери Остробрамской написана темперой на 8 дубовых двухсантиметровых досках. Размер образа 165 х 200 см. Икона Осторобрамская Богородица относится к редчайшим экземплярам изображения Девы Марии без Младенца на руках.
Нынешнее внешнее убранство иконы изобилует всевозможными регалиями. На голове Девы Марии находится двухъярусная корона - барочная корона Королевы Небес и рокайльная корона Королевы Польши. Позолоченная серебряная риза, выполненная в барочной манере виленскими мастерами в конце XVII века, полностью закрывает фигуру, оставляя открытыми только лик и руки. Внизу икона украшена серебряным полумесяцем - вотумом 1849. Нимб Богоматери окружен острыми лучами сияния со звездами.

В католическом мире бытует убеждение, что икона Остробрамской Богоматери западного происхождения. Католики видят в ней образ Непорочной Девы Марии, который возник в западно-европейском искусстве во второй половине 16 века. Перед коронацией иконы, в 1927 году, во время её реставрации, проводимой проф. Я. Рутковским, специалисты выявили под верхним слоем, писанным масляными красками, более древнее письмо, писанное темперой, а также следы известковой грунтовки. Вильнюсский исследователь профессор И. Ремер пришел к заключению, что икона писалась в XV или XVI веке. Делались попытки и более точной датировки образа. Так, некоторые специалисты полагают, что Остробрамская икона была исполнена в 1620-1630-е годы и, вероятно, воспроизводила первообраз, созданный нидерландским художником Мартеном де Восом.

В православной традиции принято считать чудотворный образ византийской иконой глубокой древности. В 1829 г. при снятии ризы в процессе реставрации на иконе была выявлена древняя славянская надпись - хвалебная песнь Богородице «Честнейшую Херувим». Существует мнение, что первоначально икона являлась частью композиции Благовещения, отчего образ в древности назывался Корсунским Благовещенским. Дева Мария в этой трактовке считается представленной в момент явления Ей архангела Гавриила, соответствующая часть изображения которого утрачена.
В православном понимании жест скрещенных рук Богоматери на Остробрамском образе указывает на момент, непосредственно предшествующий Воплощению Слова Божия - момент принятия Девой Марией Благой вести («Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему». Лк. I,38). Если провести аналогию между изображенным жестом Богоматери и священнодействиями, совершающимися во время Божественной Литургии, можно вспомнить о жесте скрещивания рук священника с потиром и дискосом во время святого возношения. Такое сравнение открывает еще одну содержательную грань Остробрамского образа - участие Девы Марии в тайне совершенного на Кресте Искупления. Показательно, что подобный жест встречается также на таком богородичном иконографическом изводе, как «Божия Матерь Ахтырская», где Богородица представлена у подножия Креста со скрещенными на груди руками.
Более поздний вид Остробрамской иконы Божией Матери с необычным ореолом над Ее головой добавляет еще одну трактовку образа. Солнечный нимб Богородицы, между лучами которого вкраплены звезды и месяц, заставляет вспомнить атрибуты таинственной Жены из книги Откровения св. Иоанна: «И явилось на небе великое знамение: Жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна и на голове ее венец из двенадцати звезд» (Откр 12,1). Тем самым, Божия Матерь Остробрамская одновременно является и светозарной Женой, облеченной в солнце небесной славы, Которая непрестанно молится за Церковь.

Списки с иконы
Чтимые списки с Остробрамской иконы Божией Матери находились в юго-западных славянских землях, в Литве и в Польше. В настоящее время один из них пребывает в церкви Остробрамской Богоматери в деревне Кяна.
Известно, что к иконографии Остробрамской Пресвятой Богородицы восходит чудотворный образ Божией Матери Умиление, перед которым молился преподобный Серафим Саровский.


Общественное богослужение перед Остробрамским образом в наши дни совершается по римско-католическому обряду, но с личной молитвой и поклонением к этой иконе по-прежнему притекают и православные.
Подобно известному московскому обычаю снимать шапки, проходя Спасскими вратами Кремля, в Вильне, как православные, так и католики, благоговейно обнажают головы под сводами Остробрамских врат. Умилительно и усердие всего города к чудотворному образу Божией Матери, непрестанно горящие свечи пред священным ликом, облеченным в драгоценную ризу. Толпа людей, приходящих с поклоном к чудотворному образу теснится не только внутри часовни наверху башни, но и по обеим сторонам узкой Остробрамской улицы.

В сентябре 1993 г. в часовне перед иконой Пресвятой Богородицы молился Папа Римский Иоанн Павел II. Месса через Ватиканское радио транслировалась на все континенты, где в честь Остробрамской Девы Марии построены многочисленные храмы, часовни, алтари - по всему миру.

Церковное почитание

День памяти иконы в Католической церкви - 16 ноября, в Православной церкви – 26 декабря (8 января н.ст).
14 апреля (27 апреля) - день памяти трех литовских мучеников – также почитается католическими верующими.

В настоящее время святой образ по-прежнему находится на своем древнем историческом месте - в надвратной часовне, называемой Острая Брама, или Острые Ворота (лит. Aušros Vartai "Святые ворота", польск. Ostra Brama, белор. Вострая Брама) в Вильнюсе. Острый конец города Вильно в XIV столетии носил также название «русского», поскольку местность вокруг монастыря в древности была населена почти исключительно жителями православного вероисповедания, поэтому эти ворота иногда называют «Русскими».
 
Это единственные сохранившиеся ворота городской стены и часовня с чудотворным образом Матери Божией Остробрамской. Ворота построены в готическом стиле в 1503—1522, когда Вильнюс окружила городская стена. Со стороны города над воротами в 1671 году монахами кармелитами выстроена часовня, специально для образа Матери Божией Остробрамской. 
 
Чудотворная икона помогает обрести и сохранить счастье супружеской пары, защищает семью от вмешательства посторонних людей
Перед ней молятся о душевнобольных людях, людях склонных к депрессиям, уныниям. Эту икону хорошо дарить крестникам-младенцам, чтобы матери молились о покое и радости в их душах. Этой иконе молятся ещё от нежелательных гостей. При молитвах этой иконе, снимаются проклятья и всё плохое до 7го поколения рода.

Молитва иконе Божией Матери «Остробрамская»

О Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, Небесная Царице! Спаси и помилуй мя, грешнаго раба Твоего, от напрасныя клеветы, от всякие беды и напасти и внезапныя смерти. Помилуй мя в дневных часех и утренних и вечерних, и во всякое время сохрани мя: стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в нощных часех спяща покрый и заступи. Защити мя, Владычице Богородице, от всех враг моих видимых и невидимых, и от всякаго злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди ти, Мати Преблагая, стена необоримая и заступление крепкое. О, Пресвятая Госпоже, Владычице Дево Богородице! Приими недостойную молитву мою и сохрани мя от внезапныя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние. Ты мне хранительница жизни всея явися, Пречистая; Ты мне избави от бесов в час смерти; Ты и по смерти мене упокой.
Под твою милость прибегаем, Богородице Дево: молений наших не призри в скорбех, но от бед избави нас, Единая Чистая и Благословенная. Пресвятая Богородице, спаси нас!

Молитва, ежедневно читаемая в часовне перед иконой Остробрамской Божьей Матери, в переводе с польского языка:
Владычице моя, Пресвятая Богородица, благости Твоей и под покров милосердия Твоего ныне, каждодневно и в час кончины моей, душу мою и тело посвящаю ,все надежды и утешения, все страдания и невзгоды, жизнь и смертный час мой Тебе предаю, чтобы Твоим предстательством все мои поступки были совершаемы и направляемы согласно Твоей и Сына Твоего воле. Аминь.

Простите, что утомила таким большим текстом, но не смогла удержаться)

А вам, дорогие мои, тепла домашнего, семейного счастья и мира! 


Комментариев нет:

Отправить комментарий